Бебикистика 04.03.2018 13:43 – 09.11.2019 20:21
Заметки на полях прочитанного (История России. С древнейших времён до конца XVI пека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2015.)
Бебикистика
4 Февраля 2018
--------------------------------------------------------------------------------
… Ано и не то одно наша отчина, кои городы и волости нынѣ за нами: и вся Русская земля, Божьею волею, изъ старины, отъ нашихъ прародителеи наша отчина.
Из статейных списков посольских отношений между государями Иваном Московским и Александром Литовским, 1501–1503 гг.
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата, Стр.21: В 860 году Константинополь и его окрестности подверглись внезапному нападению неизвестных воинов. Они приплыли на 200 ладьях с северных берегов Чёрного моря и называли себя рось или русь. Так Византия познакомилась с восточными славянами.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Похоже, что детский мозг (6 класс) представляется авторам учебника своеобразным полем для лабораторных “лоботомических” экспериментов глубокого проникновения.
Этноним *Рось* никогда не существовал в Русской письменности (разве что у одиноких фантазёров?), Греческое несклоняемое Ῥῶς в IX веке подверглось закономерной транскрипции на Латынь под видом Rhos, Греческое склоняемое Ῥῶσσοι было переведено в начале XVII века адекватно на Славянский язык как Рос(с)ы. Больше никто кроме Греков Русь через [о] не называл, это чёткий Греческий экзоним Руси, разгадку которого лучше всего искать в истории Греческой литературы. Даже в научной литературе встреть такой гипотетический конструкт необычайно трудно, где-нибудь в теоретических рассуждениях филологов, но причём, что самое важное, – о “несостоявшихся возможностях”, ибо в собственно Славянском языке историческое слово Русь и условный корень “рос-” (такой как в словах роса, роща) просто не могут быть этимологически родственны (то есть, если бы слово Русь обладало вообще чисто Славянским происхождением, то оказывалось бы совершенно чужим воображаемому *Рось* и всему чему угодно иному Славянскому на [ро-]). Казалось бы, раз слово Русь имеет совсем не Славянский прототип (с вариативностью чтения в Скандинавии с запада на восток – rōþ~rūþ), то не исключено именно тут и открывается окно для разного рода допущений, домыслов. Однако Славянское слово Русь, экзоэтноним, судя по всему существует как минимум с IX века, и довольно скоро оно видимо становится плавным Славяноязычным продолжением Германизма-эндонима, а направление перспективы его омонимии при доминанте Славянского языка задавалось соответствующими лингвистическими условиями, где гласные [у] и [о] в Славянском языке происходят от разных индоевропейских предков ([у] из дифтонгов [ау], [еу] и [оу]) и пра-Славянским фонологическим вокалоцентризмом, это когда гласные управляют согласными звуками (несходство “рУс” и “рОс” являлось для него более существенным, чем сходство “РуС” и “РоС” в консонантном Русском языке Позднего Средневековья (когда и появляется, как бы кстати, заимствование из Греческого языка – Рωсϊѧ)). То есть, если Славяне назвали в IX веке некое явление словом Русь [ру:-се], то с точки зрения Славянской артикуляции похожее слово через [ро-] могло выглядеть по отношению к первому несколько, скажем, “противоположно”. Да ещё если при содействии, скажем, того же “Греческого огня”.
Но не смотря на всё это, два идиота решили, что общеобразовательный школьный учебник – это самый подходящий полигон для опытов над людьми, над сознанием и самосознанием общества и прочее.
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата, Стр.28: Финно-угорские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам норманнов, называли их “роутси”, отсюда “росы”, или “русы”. Вслед за финнами это название стали употреблять восточные славяне. Русы - это та часть норманнов, которая осела в землях восточных славян.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Между прочим, почему же всё-таки Норманны должны были непременно набегать на финно-угорские племена Прибалтики? Типа как Половцы на Русь? На страны Западной Европы они набегали за известной добычей, каковой у Финских племен Прибалтики явно не было, даже в сравнении с племенами самой Скандинавии. В слоях VI века в Северном Приладожье обнаруживается металлический импорт из упландского Хёлге, очевидно продукт обмена в торговле с Суоми-Саами на северный, приполярный мех, самый высококачественный, ради которого вообще стоило ездить из Скандинавии на Чёрное море через Ладогу. В конце концов, они могли “терроризировать” Прибалтийские племена ради дани, регулярных выплат, о чём хорошо известно по историям столкновений Варягов с Летто-Литовскими племенами. В те времена практически повсеместно кто-нибудь кому-нибудь платил дань, “откуп”, и Варяги как наиболее развитые на Севере Европы нередко могли быть “пусковым механизмом” процесса.
История Руси не знает такого эндоэтнонима – [ру:сы] – по внутриславянским лингвистическим причинам, во всяком случае, до XVII-го века его точно не было (характерно, что сначала, в XVI-ом появляются Руси и Росси). А [ру:сь] – этноним собирательного числа, специальной типологии, предназначавшейся у Славян в своё время для обозначения неславянских племён (древне-Русское Серебь появится позже, по аналогии с именем Руси, уже давно к тому моменту говорившей по-Славянски). Как иностранное обозначение Русы (как Угри, Болгары, Козары, Греки, Хорваты, Сербы и т.д. и т.п.) появляются ещё в XII веке у Сербов (тоже Србляне, Србчичи и т.п.), но не в самой Руси, ведь она же на самом деле именно Русь (как Чудь, Сумь, Весь, Донь и т.д. и т.п.), а рус, русы – это по-славянски, по-Русски во всяком случае, на простом, живом, историческом восточнославянском языке совсе…м про другое и абсолю…тно нарицательное. При любой истории взаимоотношений между словами Русь и русы(е) (фактическая омонимия – имеющийся славянский словарь вообще (русло и руст) не придает слову Русь читаемых и адекватных и тем более пригодных для “общества” и “раннего государства” значений (предположим, сама омонимия по своему что-то значит, выражает “отношение”, однако естественно-фонетический переход rūþ > Русь лингвистическая теория также допускает (скажем, говорили как удобно (сравните Аглинский), но с учётом автопсии и о себе))) восточные Славяне, Рус(с)кие не могли путать “форму этнонима” с нарицательным (качественным) прилагательным (и востребованным), ни для Варягов, ни для себя, ну это неудобно просто с практической точки зрения. Видимо поэтому Рус(с)ы в Русской литературе – слишком поздний, слишком литературный и слишком технический, переводческий, научно-кабинетный термин. И тогда зачем же лепить его к эпохе далёкой бесписьменности?
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата, Стр.28: Но не все историки поддерживают мнение о скандинавском происхождении первых русских князей и слова “русь”. Некоторые считают, что русы — это выходцы с Балтийского поморья (области Руги и или острова Рюгена), заселённого славянскими племенами.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Долбо.бов везде хватает, а в РФ и ей подобных “украинах” они очень даже встречаются и среди историков.
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата, Стр.28: Часть историков доказывают, что слово “русь” пришло из Поднепровья, где по берегам реки Рось жило племя русичей (росичей).
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Во-первых, река до XII века называлась Ръсь (в летописи прямо так и написано, можно проверить, если не лень), это же был другой язык, где гласных фонем вообще было вдвое больше, чем теперь, где были особые краткие, этимологически значимые гласные, и слова на [ръс-] и на [рос-] в том языке различались.
А во-вторых, ни сама река, ни её имя не имеют никакого отношения к происхождению Руси, а если вдуматься или провести европейские аналогии (сравните во многом и сходную, и синхронную историю понятия Deutsche (из Þeuđisk-)), то и вовсе не могли бы (“Римские” тоже происходят от Roma, а не от Тибра). Предыстория европейских “наций” обязательно обладает демосоциорной стадией, это когда “политийность” выражается ещё не “территориально”, а “популяционно” (поэтому скажем славянская земля не совсем просто “почва”, а “общество на данной почве”, буквально “земья, земская (организация)”, отчего земли в Русских летописях и “ходили”, в походы (кстати, отсюда же происходят и фейковые укры – как подмена реальных средневековых государевых украин “пограничий государства”)) – это всегда названия общин-обществ, в том числе зачастую и этимологически определенных – какой-нибудь буквально “народ” и что-нибудь тому подобное, и чем “национальнее” историческое явление, тем по-видимому этимологически, семантически “народнее, общиннее, общественнее” его имя, и тогда “нация” в общественном сознании почти что конструировалась, сродни “общественному договору”. Русь уже летописью позиционировалась как “имя племени” (собственно, автор Повести временных лет – он и Русин, и Славянин, и к тому же большой Польский “Полянский” патриот – Повесть содержит вполне определенно Славянский, вроде как бы “субстратный” взгляд на вещи), уже в XIII веке Русское имя просто маркировало у восточных Славян эталонные, “античные” нормы культуры, но своя нарицательная “общественная идея” (“весь лейдунг, вся флотилия, всё корабельное ополчение”) очевидно была исконно заложена и в этом имени (сравните, Norđrvegr, “Северный путь” – о морском соединении фюльков, приседавших к западному побережью Скандинавии, и уводящем из Европы в открытые воды северного океана (даже в современном Норге есть только два фюлька без выхода к морю, один из которых граничит со Сверигом), и др.-русск. Русский путь, то есть тот же самый летописный “Путь из Варяг в Греки” и он же Austrveg(i)r) и быть может даже хотя бы прямые потомки Варягов её как-то помнили (“народ” в Deutsche уже свой же, этимологически германский и соответственно никогда не терялся).
*Росичей* придумал кто-то из “укров” в XX веке, потому что укры старше, лет примерно на 150. Тут нужна была очень большая “смелость”, такая как у Советской эпохи, которая специально, “научно-командным” макаром занималась выведением и селекцией “национальностей” из родо-племенных групп и “пограничников”. Согласно Русской летописи на Рси жили Поршане. (Можно представить расстройство и разочарование ребёнка, взрослого, усвоивших содержание данного учебника, когда однажды они не обнаружат в исторических источниках фейковых этнонимов *Рось* и *Росичи*).
Русичи – весьма возможный поэтизм, подобно поэтическим Россам, встречающимся в стихах от Симеона Полоцкого и аж единично до Некрасова Н.А. (но это поздний случай, уже “реанимация” барочного понятия, временная). Объективно, в обиходной устной речи даже культурной элиты общества Россы выглядели бы “чрезчур вычурно”, это чисто учёно-лингвистический конструкт, “книжное”, даже чуть ли не “письменное” слово, такое же собственно как и Руссы – Русские (в общественно-массовом порядке) никогда себя так не именовали. Хотя для Славяноязычных Русичей есть гипотетическая вероятность, образуемая летописным полем “Дреговичи-Кривичи-Радимичи-Семичи-Уличи”, но, правда, это поле явно почти окаймляет самую коренную Русскую территорию, “матерь городов” или “малую Русь”, потому Русичи под вопросом.
После короткого периода “соровских учебников” (1990-е гг.) уровень IQ у популяции, на который очевидно ориентированы современные российские учебники, пал, причём заметно, уже даже в сравнении с учебниками советской эпохи, несмотря на присутствие и в них тоже откровенного вранья. И дело ведь не в “простоте” подачи материала или стремлении к “доходчивости”, а именно в каком-то нарочитом, как-будто заказном насыщении текстов своеобразными “бебикизмами”, “плоскоземельцами”.
Учебник действительно изобилует абсолютно идиотическими казусами (Один абзац: Важную роль в жизни восточных славян играли их отношения с Византийской империей… В 860 году Константинополь и его окрестности подверглись внезапному нападению неизвестных воинов. Они приплыли на 200 ладьях с северных берегов Чёрного моря… Так Византия познакомилась с восточными славянами. (ну а почему бы не после 860 года, чего мелочиться (?), к тому же Греки в том году говорили о “Руси”, с которой хотя бы в первый раз уже успели познакомиться раньше, но наверняка элемент “неожиданности” и в 860 году ещё присутствовал (например, в 838 году Греки и вправду “познакомились” с мирным посольством), и тем сильнее, чем более “Скандинавским” было само предприятие, поскольку Славян Греки знали уже хорошо и на то время между собой восточные от южных мало отличались, наиболее существенно только техническими элементами быта, обусловленными разной географией проживания, наконец, и сам по себе северный берег Чёрного моря не так уж и далёк географически от южного, при том что имеет достаточно опосредованное отношение к Славянам и весьма к Руси (то ли авторы “учебника” попросту не знали о чём писать, то ли перед ними стояла задача отбить интерес к теме у школьников напрочь))) и можно было бы подумать, что авторы “врут” про *Рось*, *Росичей* по банальной дурости, слабоумию и невежеству. Однако таяние и гибель в условиях политаризма Русской цивилизации сопровождается всеобщей тенденцией, выражающейся в стремлении исторических паразитов, выросших на “плоти” Русской культуры, придумать себе прошлое за её счет, любыми средствами удревнить “украину под видом середины”, “Росию”, в частности воображением общего происхождения Русского имени и “Росии”. Так что данный учебник, при всей его вопиющих “интеллектуальных издержках” – лишь один из многих участников своеобразной “травли исторического прошлого”.
Тем временем влияние подобных “учебников” судя по всему огромно – уже приходилось сталкиваться в Интернете с шокирующими заявлениями о якобы росичах в Слове о полку Игореве.
В свободном обществе дуракам говорить не запретишь (Общество Плоской Земли). Но именно по той же причине свободы и равноправия дураки в свободном обществе не могут и не в состоянии писать учебники буквально для всех. Идей в свободном обществе всегда как раз таки очень много разных, но при этом исключается, невозможна идеократия, которая в лучшем случае – теократия и догматизм, а в худшем – идиотократия. Свобода совести, равноправие, состязательность и прочие механизмы отправления независимого мнения – в таких условиях побеждают только умнейшие. Прогресс возможен только при условии свободы и равноправия, а “империя” – страна для дураков.
--------------------------------------------------------------------------------
Постскриптум №1: Для сравнения фраза из учебника История России VIII–XV вв. Л.А.Кацвы и А.Л.Юрганова 1996 года:
--------------------------------------------------------------------------------
Не подтверждается и точка зрения на происхождение названия “Русь” от реки Рось.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Что называется, дельное замечание. Действительно, фейк ХХ века (причём наглый, даже “отмороженный” фейк) о реке Рось (которая на самом деле Ръсь) не подтверждается, не может, поскольку это фейк, до первых университетов на этой украине Света это могло быть “наивным заблуждением”, а после, в ХХ веке – только фейк.
Однако, правда не должна быть наполовину, будем честными до конца. Ибо какая может быть “Росия” в Русской земле даже в XV веке (не говоря уже о России), если, кроме слова Рωсϊѧ (нарисовавшегося в церковнославянском языке в 1387 году в русском монастыре на Афоне в Византии) из канцелярии Русских митрополитов, в том столетии Русский язык ещё почти не знал слова “Росииск-”, не говоря уже о Росианах (нарисовавшихся впервые в 1524 году). Не то что там сама Греческая “Росия”, но и вместе с более “Русской” и обычной с XV века Русией (Русийск-, Русияне) они были абсолютно избыточными, дополнительными наименованиями, объективно, сам по себе “Русь+ский народ” в них просто не нуждался (сравните, чем поныне являются древне-Римские слова Германия и Германи для Дойчей и Дойчланда, Латинская Полония для Поляков и Польски). Если честно и строго подходить к делу, внедрение в просторы и толщу общественного самосознания понятия “Рос(с)ии” наблюдалось на протяжении всего XVII-го века (тут же и “Патриарший век” – 1593–1700 гг.), в процессе “модернизации”, бюрократизации автохтонной и неизменной политарной системы власти деспотического государства (особенно резких в царствование Петра I), когда Словенские “державные” понятия языка церковной канцелярии постепенно обживались в “общественных” представлениях, то есть необходимо понимать разницу между появлениями иностранно-учёных “Рос(с)ийских” слов впервые в Русской словесности и явлением самой “Рос(с)ии” как “общественно значимого смысла”, что совсем не одно и тоже. Это уже XVIII век демонстрирует примеры широкого обиходного бытия Росеи-Расеи, помимо разумеется ещё традиционной в разговорах Руси и Руской земли. Ну и где тогда XV век и XVIII век, и какая… “История России”?
Необходимо считаться с тем, что в княжение (уже и царстование) по крайней мере Ивана III-го (но как и его сына Василия III-го) Русская земля и Русь (несмотря на все общелитературные нововведения – Русия в титуле великого князя) по прежнему оставались безаговорочными и безусловными героями актовых материалов, да просто единственными и неповторимыми, Русь только обрела очевидную политическую независимость, Москва стремилась присоединить к своему господарству прочие Русские земли и ориентировка на Русскую традицию в политической повестке была как никогда актуальна.
И то обстоятельство, что заимствование Грецизма “Росиа” состоялось уже в пору совершенно консонантного (и без редуцированных) Русского языка (когда корни Рус- и Рос- стали “похожи”) видимо тоже говорит о существе огромной эры высокой степени самодостаточности общественного сознания и мнения на Руси, опиравшихся к тому же на родную письменность и литературу, пока Славянские монахи (тоже “народ”), находясь в Элладе, не записали “Росию” по-Церковнославянски, и в совершенно уже новую историческую эпоху Ига Турецкого и Ордынского, “таяния” Византии, и для митрополита, родом Болгарина, назначенного Константинополем в “Епархию №61”. Регулярные же связи с Югом древних Русских церкви или личные князей не оказывали практического влияния на Русское национальное самосознание.
Постскриптум №2: Последствия от занижения планки стандартных требований к интеллекту учащихся обязательно превзойдут “эффективность” (убойную силу) всех войн и прочих напастей вместе взятых, когда-либо выпадавших на долю той или иной цивилизации.
You need to log in to write a comment