Политократия 04.03.2018 14:01 – 09.11.2019 19:24
Заметки на полях перечитанного (Ю.И.Семенов, Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии: прагосударство и аграрные отношения)
Политократия
21 Февраля 2018
Цитата:
…
В отличие от феодальной, которая является верховной собственностью прежде всего на землю и лишь затем на личность непосредственных производителей, политарная представляла собой верховную собственность прежде всего на личность производителей и лишь тем самым на землю. Как подчеркивают многие исследователи, политарх прежде всего рассматривался как собственник своих подданных. Так, например, южноафриканские банту считали, что все члены "племени" (т. е. праполитархии) принадлежат его вождю. И соответственно последний именовался правителем не территории, на которой жило "племя", а племени как определенной совокупности людей, например вождем свази, а не Свазиленда [36]. Аналогичные представления мы встречаем и в самой крупной из известных науке праполитархий - Буганде. Для населения этой страны в середине XIX в исследователи приводят цифры от 1 до 3 млн. человек [37]. Сами жители Буганды - баганда утверждали, что "вожди" (т. е. правители всех рангов) имеют право на людей, а не на землю [38]. Верховный правитель Буганды - кабака имел полное право распоряжаться личностью всех своих подданных [39].
Наиболее наглядным выражением собственности политарха на своих подданных было его право распоряжаться их жизнью и смертью. У южноафриканских банту вождь мог не только приговорить члена племени к смерти, но и приказать убить без суда. У некоторых племен тсвана вождю при его вступлении в должность торжественно вручали копье, топор, дубинку и говорили при этом, что он обладает властью убивать или оставлять в живых. Известны случаи убийства людей исключительно лишь по капризу вождя [40].
В Буганде кабака не только имел абсолютное право на жизнь и смерть жителей страны, но и систематически пользовался этим правом. Известны случаи, когда он приказывал уничтожать своих подданных только для тою, чтобы продемонстрировать свою власть над ними. Убийство ни в чем не повинных людей входило в качестве необходимого элемента в ритуал, который должен был соблюдать каждый кабака. Важную роль в жизни Буганды играл обычай человеческих жертвоприношений. Существовало 13 специальных мест, каждое со своим верховным жрецом, где они совершались. Число людей, приносимых в жертву одновременно, могло доходить до 500. Право и одновременно обязанность поставлять людей для жертвоприношений принадлежало кабаке. В жертву могли быть принесены люди не только совершившие какой либо проступок, но и совершенно ни в чем не повинные. Отряды, высланные по приказу кабаки, могли схватить любого. И затем только от воли кабаки зависело, будет ли человек принесен в жертву или нет [41].
…
Я: Тут можно отметить кардинальное отличие процесса формирования политократии на Русской почве, приносной для неё, навязанной ей извне. “Государственно-крепостная” сущность политаризма на Руси входила в противоречие с Европейской (и восточно-Славянской, Русской) внутриобщинной свободой, верховное право Русского политарха на природные ресурсы, землю утвердилось раньше, в XV-ом веке, а право на личность и жизнь подданных Русские Московские великие князья и цари устанавливали, ломая исконные стереотипы, постепенно, выколачивая их из общества волнами террора, до Петровской “модернизации” включительно (исход Некрасовцев), да и позже, наконец, в XX-ом веке, при Большевиках и Сталине. Хотя, впрочем, это уже была и не-Русская страна, “пробивая стены на полосе политарных препятствий”, к III-му тысячелетию “древне-Русскость” таки истончилась, что вполне закономерно.
You need to log in to write a comment