@artbatik

artbatik

Мокошь или Макошь? 27.08.2019 21:37

Одина из древних персонажей славянской мифологии, трактовка которой до настоящего времени является спорной это Мокошь или Макошь. Одно предполагают исследователи, что – это единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром на Киевском капище наравне с идолами других богов по данным “Повести временных лет”, среди которых Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Симаргл и богиня Макошь, Велес, Сварог, Род и рожаницы.

Согласно выводам разных исследователей Богиня Мокошь или Макошь может изображаться совершенно различно, что зависит от той функции и роли в мифологической системе, которую ей определяет автор исследования. Так, при всех разночтения следует определить две основные гипотезы:

1. Отечественные лингвисты Иванов Вяч.Вс. и Топоров Н. В. в статье “К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа” сборника “Балто-славянские исследования” за 1983 г. на основе множества источником, совершают попытку реконструировать образ Мокоши и при этом выявляя ее основную функциональную роль.

Авторы выдвинули предположение, согласно которому Мокошь почиталась как жена громовержца (Перуна) и играла одну из важнейших ролей в основном мифе: “видимо, есть все основания говорить о более точных соответствиях образу жены Громовержца уже в пределах уровня божеств. Речь идет о Мокоши, которая в восточно-славянской традиции засвидетельствована как единственный женский персонаж Владимирова пантеона, появляющийся в древних списках богов и их изображений на последнем месте – после всех мужских богов пантеона”.

Авторы определяют связь Мокоши с прядением и ткачеством, которая явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина с большой головой, прядущая по ночам в избе, ей в жертву приносили пряжу, кудель, сбрасывая ее в колодец (этот обряд носил название “мокриды”, возможно, связанное с именем Мокоши через корень мок(р)).

Во время реконструкции персонажа Мокошь авторы выявили ряд текстов, где женскому божеству отводится роль нечистой силы, колдуньи, кикиморе-шишиморе как персонажа русской демонологии. Иванов Вяч.Вс. и Топоров Н.В. приводят тексты, где находится объяснению этому факту: “Стоит заметить, что в работах по реконструкции основного мифа как один из главных мотивов, объясняющих движение сюжета в мифе, выявляется мотив измены жены Громовержца своему божественному супругу с его противником. Результатом разрешения конфликта в божественной семье как раз и является в очень большом числе версий основного мифа наказание Громовержцем жены-изменницы, лишение ее божественного и супружеского статуса, ссылка ее с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды”.

Также исследователи отмечают языческие корни культа святой Параскевы Пятницы и сопоставляли ее с Мокошью: “Особое внимание приобретает здесь использование характерных черт св. Пятницы в русской, инославянских и некоторых неславянских традициях. Но и об этом может быть сказано лишь в самом общем виде. Оба мотива, связываемые с Мокошью, т.е. мокрота-влага и прядение, соединяются и проявляются с особой наглядностью и подробностью в образе св. Пятница, принадлежащей к числу самых популярных и любимых (прежде всего женщинами) сакральных персонажей и являющейся результатом позднейшего преобразования культа Мокоши”.

2. Обращаясь к рассмотрению такого персонажа славянской мифологии как Мокошь в своей работе “Язычество древних славян” российский археолог и историк Рыбакова Б.А. отмечает: “Макошь – женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Мы даже не можем ответить на вопрос о географическом диапазоне ее культа…”.

Согласно толкованию Рыбакова Б.А. “Макошь” (он использует написание “Макошь” производное от ма “мать”, и кош “жребий” или “корзина для зерна”: “Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова Ма (мать), можно представить себе “Ма-кошь” как наименование “Матери счастливого жребия”, богини удачи, судьбы”.

Автор отмечает: “В XIV – XVI вв. в позднейших копиях древних поучений Макошь продолжает упоминаться, но культ её уже сильно снижен. Этнографические данные, собранные на русском Севере, рисуют нам Макошь невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни”.

Рыбаков Б. А. выдвигает предположение, что Макошь была едва ли не центральной фигурой архаичного культа дохристианской Руси, ее культ являлся отголоском древнего матриархата: “в перечне 980 г. есть только одно женское божество – Макошь, и оно поставлено на самом последнем месте, после священной собаки Симаргла. А в народных верованиях женское божество, ассоциируемое с “мать-сырой-землей”, с плодоносящей силой земли, жило и в языческой и в христианской форме как главный персонаж аграрного культа вплоть до XX в.”.

Помимо данных основных двух версий существует еще множество толкований образа Мокошь или Макошь. Так, Фасмер М. имя Мокоши связывает с термином “мокнуть”. Аничков Е.В. связывает Мокошь с финским племенным названием “мокша”, хотя y самой моpдвы-мокши такого божества нет. Мокшин Н.Ф. исследователь мифологии мордвы им возражает, отрицающий финно-угорское происхождение имени. H. М. Гальковский полагал, что Макошь – нечто вроде русалки, “дух умершего, скорее обитавший в воде, чем на суше”; впрочем, он оговорился, что “после всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым”. По мнению ряда исследователей, многие черты Мокоши перешли на всенародно почитавшуюся святую Параскеву-Пятницу, в чьём образе объединились две христианские святые: Параскева Иконийская – больше почитаемая украинцами и белорусами и Параскева Сербская – больше почитаемая русскими

Таким образом, пытаясь систематизировать и обобщить рассмотренный материал, посвященный реконструкции исследуемого образа, можно выделить ее общие черты и функции. Мокошь жена Великого Перуна – славянского Громовержца, это Богиня, покровительствующая женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию. Стихии, связанные с Мокошью, это земля и вода. Обе они являют собой в культе Мокоши рождающие и вместе с тем поглощающие начала, своеобразно соединившиеся в древних представлениях о Сырой Земле, то есть земле и воде как слившимися в единстве стихиями. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина с большой головой.

Макошь также рассматривается как Великая Мать, древнейший славянский культ, Богиня всей Судьбы человеческой. Ее атрибуты – веретено с куделью, олицетворяющей нити судеб человеческих, иногда рог изобилия. Исследователи описывают Макошь соседствующую рядом с русалками и вилами. На протяжении веков значение Макоши претерпело серьезные изменения. Постепенно перейдя в разряд земных, домашних, женских божеств, Макошь, тем не менее, часто рассматривается как Великая Богиня Судьбы. В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей, так как день Макоши – Пятница.


0



You need to log in to write a comment