Поединок.. Бородино 1812 год Drawings 26 / 60 10
bonem – Поединок.. Бородино 1812 год
Участие кавалергардов в Бородинском сражении
В 1812 году полк под командованием полковника К. К. Левенвольда отличился под Бородино. Бригада генерал-майора И. Е. Шевича (Лейб-гвардии Конный и Кавалергардский полки) вступила в сражение в критический момент, во время третьей атаки французов на батарею Раевского. Несмотря на гибель в самом начале боя полковника Левенвольда ( был сражён картечью прямо в начале атаки впереди полка ), кавалергарды атаковали кавалерию Груши и смяли ее. В бою полк потерял 14 офицеров и 93 нижних чина. Оставшиеся в живых офицеры были награждены: Н. Ф. Левашов — орденом Св. Георгия 4-й степени, М. С. Лунин, С. П. Ланской 1-й и К. В. Левашов — золотыми шпагами, все остальные — следующими по старшинству орденами, а 63 нижних чина — Знаками отличия военного ордена.
Кавалергарда белый китель
Покрытый пылью славных дней
Штыками порван в Славе бранной
А белый конь подарен ей...
А вот гроза сверкнёт зарницей
Вскачу на белого коня
Подруга поцелуем длинным
Благословит на бой меня..
В пылу сражений и стремлений
Где под огнём уходят в пыль
Все наши помыслы стремлений
Составив.... вековую быль
© Copyright: Виктор Болтышев, 2014
Свидетельство о публикации №114021805181,
File: 2803×1872 px (983 Kb)
Uploaded: 17.02.2014
Album: Батальные картины
COMMENTS: 10 Ответы
какая сложная работа!!!! класс!!!
Историческая справка:
В России кавалергарды впервые появились 30 марта 1724 года в виде почётной охраны императрицы Екатерины I, сформированного ко дню её коронования. Сам государь принял на себя звание их капитана; офицерами числились генералы и полковники, капралами — подполковники, а рядовые (60 чел.) выбраны были из самых рослых и представительных обер-офицеров. Этой конной роте Кавалергардов дана была особая нарядная форма, серебряные трубы и литавры. По окончании коронационных торжеств она была расформирована.
Императрица Екатерина I 30 апреля 1726 года восстановила “кавалергардию”, приняв на себя звание её капитана, но в 1731 году кавалергардия вновь была расформирована.
При императрице Елизавете Кавалергардии вовсе не было, но при коронации и других придворных торжествах чины лейб-кампании надевали петровскую кавалергардскую форму.
Кавалергарды восстановлены были в 1762 году, исключительно из бывших лейб-кампанцев. Звание их шефов носили высшие сановники: рядовые (числом 60—64) полагались в чинах секунд-майоров, капитанов и поручиков, а с 1764 года, когда из них был образован “кавалергардский корпус” — в чинах поручиков, подпоручиков и прапорщиков.
Император Павел I расформировал этот корпус и учредил новый, в 1797 году упразднил его, а в 1799 году снова восстановил, причём ему было дано значение гвардии Павла I, как великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского. В нем полагалось 189 человек разных чинов из дворян, имевших знак мальтийского креста.
11 января 1800 года кавалергардский корпус переформирован в трёхэскадронный кавалергардский полк, который и вошёл в состав войск гвардии, на одинаковых правах с прочими гвардейскими полками и без сохранения привилегии комплектования только дворянами.
После реорганизации армии Александром I полк был переформирован в пять эскадронов. Штат полка от 1804 года включал в себя следующих строевых чинов: 1 шеф полка, 1 командир полка, 5 эскадронных командиров, 5 ротмистров, 5 штабс-ротмистров, 13 поручиков, 11 корнетов, 5 вахмистров, 10 эстандарт-юнкеров, 60 унтер-офицеров, 660 кавалергардов, 5 квартирмейстеров, 1 литаврщик, 1 штаб-трубач, 15 трубачей и др. — всего 991 человек. А каждый эскадрон делился на 4 взвода. Полк также имел собственный оркестр (25 музыкантов: 2 фагота, 4 валторны, 4 флейты, 2 медные трубы, 1 контрафагот, 1 тромбон, 2 серпиона, 1 треугольник, тарелки и бубен и др.).
Дополнение:
В Кавалергардском полку служили лучшие представители российского дворянства и отбор в полк, как и во всю российскую гвардию, был очень строгим.
Понятия чести офицера, воина и чести своего полка были основными.
Полк вступил в Бородинское сражение во время третьей атаки французов на батарею Раевского, когда, по существу, центр русской позиции был прорван и гвардейская кирасирская бригада осталась единственным препятствием на пути врага. “Кавалерия Груши, поддержанная огнем своей пехоты и артиллерии, опрокинув несколько полков 7-й пехотной дивизии (по другим источникам, 24-й пехотной дивизии), врубалась в батарею Костенецкого”. Кавалергарды, уничтожив россыпь передовых всадников, двумя линиями эскадронов двинулись рысью под огнем на строившиеся колонны французской кавалерии.
Гибель Левенвольда, на виду полка сраженного картечью, лишь на мгновение смутила кавалергардов — полк врубился в колонну неприятеля, сминая ее. По впечатлениям очевидца, “рукопашный бой между массами смешавшихся наших и французских латников представлял необыкновенное зрелище, в своем роде великолепное, напоминавшее битвы Древних рыцарей... Всадники поражали друг друга холодным оружием среди груд убитых и раненых”. Враг был опрокинут и обращен в бегство. Трубачи протрубили сигнал “Аппель! ”. Здесь следует напомнить, что по существовавшему уставу неприятельскую кавалерию следовало атаковать только сомкнутым “железным” строем, а уже для преследования не выдержавшего натиска врага использовалась “рассыпная атака”. По команде “Рознь! Марш! Марш! ” следовало “каждому кирасиру не держать ни линии, ни шеренги, а ехать вперед”. Стреляли и рубили до тех пор, пока сигнал “Аппель! ” не заставлял прекратить преследование и, не мешкая, собираться к своему штандарту. При этом свое место в шеренге можно было не отыскивать, но желательно было найти свою шеренгу (первую или вторую). Место сбора определялось по штандарту, для прикрытия которого всегда оставались с обеих сторон по три ряда кирасир с командиром 3-го взвода, а также замыкающий офицер и трубачи.
Между тем увлекшаяся преследованием группа кавалергардов не сразу восприняла сигнал. Около сотни всадников остановились, лишь увидев перед собой строй французской кавалерии. Гвардейцы мгновенно образовали свой строй. Старший в этом строю поручик П. С. Шкурин оказался в затруднении: стоять нельзя — противник накапливается, вот-вот атакует; развернуться тоже — ударят в спину; атаковать самому — значит нарушить полковой приказ (“Аппель! ” продолжал звучать). Сомнения разрешил оказавшийся поблизости дивизионный адъютант М. П. Бутурлин, приказавший атаковать. Противник боя не принял, и отряд смог присоединиться к полку.
Около полутора часов провели кавалергарды в огне сражения.
Из рапорта генерал-майора Н. М. Бороздина; “... полки Кавалергардский и лейб-гвардии Конный под предводительством генерал-майора Шевича зачали сей день атакою на неприятеля, завладевшего уже нашею батареею (2-й гвардейской конной батареей), с которой, опрокинув его, содействовали спасению батареи, истребив большую часть покусившихся на сей предмет. Сим остановлено стремление на центр наш, и часть пехоты нашей, которая была уже за неприятельской кавалерией, спасена. В атаке сей имели нещастие потерять отличного полковника Левенвольда, который убит на месте, и командование принял полковник Левашов... Потом... полк Кавалергардский... ударил стремительно на неприятельских кирасир, мгновенно опрокинул оных и, преследуя, сильно поражал”.
Многими жизнями заплатили гвардейцы за успех в бою: погиб полковник К. К. Левенвольд — последний представитель своего древнего рода воинов; убит состоявший при генерал-лейтенанте А. И. Остермане-Толстом поручик П. П. Валуев; геройски пал в сражении штабс-ротмистр П. А. Римский-Корсаков, о смерти которого сохранились рассказы французских офицеров такого рода: “Павел Александрович, человек огромного роста и необычайной силы, занесенный конем к неприятелю и окруженный им, на все требования сдачи отвечал ударами палаша, под которыми легло несколько человек, пока выстрел из карабина не положил его на месте”.
Всего из состава полка за время Бородинского сражения выбыло 14 офицеров и 93 нижних чина. Оставшиеся в живых офицеры были награждены. Н. Ф. Левашов — орденом Св. Георгия 4-й степени, М. С. Лунин, С. П. Ланской и К. В. Левашов — золотыми шпагами, все остальные — следующими по старшинству орденами, а 63 нижних чина — Знаками отличия военного ордена.
Место захоронения К. К. Левенвольде неизвестно.
По свидетельству князя Сергея Григорьевича Волконского (1788—1865): “Замечательным человеком был между нами Карл Карлович Левенвольд, положивший свою жизнь в Бородинской битве. Он был замечательное лицо в полковом нашем кругу образованностью и рыцарскими понятиями и имел такой вес в обществе офицеров, что осуждение его во всяком возникшем деле между нами было для обеих сторон неоспоримый приговор”.
По отзыву М. П. Бутурлина, “полковник барон Левенвольде был красивый мужчина, стройный и благородного вида, высоко держащий голову, с немецким типом лица, очень хладнокровный, очень пунктуальный, отличный офицер, который бы далеко пошел, если б остался жив; очень любимый, очень уважаемый в полку и очень храбрый в бою”.
Из “Списка нижних чинов 1-й кирасирской дивизии и конно-артиллерийской роты, представленных к награждению знаками отличия Военного ордена за участие в сражении 26 августа 1812 года” известно, что “рядовые кавалергарды Кривошей, Шеншевук, Барковский, Денежкин, Веселовский — из всех оных первой находился при командующем полком и, когда оной был убит, то все вместе под сильным картечными выстрелами тащили тело, в которое время и получили первой и последней раны”.
Барон Карл Карлович Левенвольде 1-й (Friedrich Karl Johann von Löwenwolde) (1779—1812) происходит из древнего лифляндского рода фон Левенвольде (дом Лугден), полковник, командир лейб-гвардии Кавалергардского полка (27 сентября 1807 года). Погиб в Бородинской битве. Его младший брат Казимир Карлович Левенвольде (Joachim Diderich Kazimir von Lowenwolde) (1780—1805) умер от ран на следующий день после битвы при Аустерлице. Как сказано в Сборнике биографий кавалергардов, “оба брата Левенвольде, достойные представители нашего Балтийского дворянства, нашли смерть на поле сражения, защищая, в рядах кавалергардов, честь и достояние своего отечества — России”.
Родился 15 июня 1779 года в Раппине в семье отставного майора русской службы Карла Магнуса фон Левенвольде (Karl Magnus von Lowenwolde) (?−1799) и его супруги баронессы Августы Луизы фон Пален (1743—1801), происходил из древнего германского рыцарского рода, известного в Лифляндии с XIII-го века.
1 февраля 1790 года вступил на военную службу квартирмейстером лейб-гвардии Конного полка, в 1795 году — вахмистр, 22 января 1797 года переведён в Рижский кирасирский полк с производством в корнеты, 22 августа 1798 года переведён в кирасирский генерал-майора Неплюева полк, 8 декабря 1798 года — поручик, в марте 1801 года — адъютант графа Петра Алексеевича фон дер Палена (1745—1826), который был родным братом его матери. 19 марта 1801 года переведён в лейб-гвардии Кавалергардский полк, в 1802 году — штабс-ротмистр, в 1804 году — ротмистр в том же полку.
Принимал участие в кампаниях 1805 и 1807 годов против французов. Отличился в знаменитой атаке кавалергардов при Аустерлице, где погиб его брат, а после поражения союзной армии командовал пикетами, последними оставившими поле сражения. Сражался при Гейльсберге и Фридланде. 27 сентября 1807 года — полковник, командир 3-го эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского полка. 15 мая 1812 года принял от полковника Сергея Николаевича Ушакова 2-го (1776—1814) командование Кавалергардским полком, сражался при Смоленске. 26 августа 1812 года убит картечью в голову в сражении при Бородино в возрасте 33 лет, возглавив по личному приказу М. Б. Барклая-де-Толли атаку кавалергардов на кавалерию IV-го кавалерийского корпуса генерала Латур-Мобура (Victor-Nicolas de La Tour-Maubourg de Fay) в районе Курганной батареи.
Барон Карл Карлович Левенвольде 1-й
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/14/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg/200px-%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg
Известные люди, служившие в полку
Анненков, Иван Александрович — декабрист
Армсгеймер, Иван Иванович — капельмейстер, известный композитор
Бехтеев, Александр Алексеевич — Радомский гражданский губернатор, камергер, действительный статский советник, писатель-мемуарист.
Воейков, Владимир Николаевич — полковник, последний дворцовый комендант Николая II
Волконский, Сергей Григорьевич — генерал-майор, декабрист
Гедеонов, Александр Михайлович — директор Императорских петербургских театров.
Давыдов, Денис Васильевич — герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант, поэт
Давыдов, Евдоким Васильевич — генерал-майор, брат Давыдова Д. В.
Дантес, Жорж Шарль, барон де Геккерен — убийца А. С. Пушкина
Ивашев, Василий Петрович — декабрист
Игнатьев, Алексей Алексеевич, граф, генерал-лейтенант — автор мемуаров “50 лет в строю”
Ипсиланти, Александр Константинович, Князь, генерал-майор — руководитель Греческой революции
Кривский, Павел Александрович — член Государственного Совета
Лунин, Михаил Сергеевич — декабрист
Мальцов, Сергей Иванович — генерал-майор, первый директор Училища Правоведения, промышленник
Маннергейм, Карл Густав Эмиль — генерал-лейтенант русской армии, маршал Финляндии, главнокомандующий ВС Финляндии, президент Финляндии
Мартынов, Николай Соломонович — убийца М. Ю. Лермонтова
Муравьёв, Александр Михайлович — декабрист, младший брат Никиты Муравьёва
Оболенский, Сергей Платонович — американский бинзесмен.
Орлов-Давыдов, Владимир Владимирович — Симбирский губернатор
Орлов-Денисов, Пётр Михайлович — герой штурма Геок-Тепе
Петров, Павел Иванович — Подольский губернатор
Родзянко, Михаил Владимирович — председатель III и IV Государственной Думы
Скобелев, Дмитрий Иванович — генерал-лейтенант
Скобелев, Михаил Дмитриевич — генерал от инфантерии
Скоропадский, Павел Петрович — генерал-лейтенант, гетман Украины
Сухтелен, Павел Петрович — генерал-лейтенант, генерал-адъютант
Щербатов, Александр Алексеевич — московский городской голова, первый почётный гражданин Москвы
Прекрасная графика!!! Похвальная осведомленность!!!